Уроки ручного вязания для начинающих: урок 7
Снятие мерок. Особенности телосложения. Пропорции фигуры. Осанка. Снятие основных мерок. Выявление особенностей телосложения. Дополнительные мерки. Практические советы.
Удобную, ладно сидящую на фигуре одежду невозможно создать без точных данных о телосложении. Важно не только правильно снять мерки, но и определить при этом тип телосложения и пропорции фигуры - это поможет создать точную выкройку и выбрать наиболее подходящий фасон.
Пропорции фигуры
Всем, кто связан с процессом создания одежды, необходимо знать пропорции человеческого тела. Если принять за эталон условнонормальную фигуру высокого роста (170-180 см), а за единицу измерения - высоту головы человека, то между отдельными частями тела прослеживается определенная пропорциональная зависимость (рис. 134). Высота головы (отрезок АБ) составляет 1/8 высоты всей фигуры. Линия бедер делит фигуру пополам. Линия коленей (она проходит по нижнему краю коленных чашечек) делит пополам ноги. Рука в опущенном положении концом среднего пальца немного не доходит до середины бедер, локоть расположен на уровне талии. Линия плеч находится ниже уровня подбородка на Уз единицы измерения (отрезка АБ). Между концами плеч укладывается две единицы измерения. Ширина шеи равна Уг этой же единицы. Ширина талии составляет единицу измерения. Ширину бедер нетрудно определить на схеме графически: надо соединить прямыми линиями крайние точки на линиях плеч и талии и из точек пересечения прямых линий с линией груди опустить перпендикуляры на линию бедер - они и ограничивают ширину бедер.
рис. 134 Схема пропорциональной фигуры
Пропорциональную схему женской и мужской фигур намечают одинаково, а затем на нее наносят контуры конкретной мужской или женской фигуры с учетом ее анатомического различия и особенностей телосложения. Удобнее на таких рисунках изображать не всю схему фигуры, а только до линии бедер (торс-манекен, т. е. туловище с верхними конечностями). Торс-манекен является как бы пропорциональной канвой, на которую наносят рисунки торсов-манекенов разных фигур (стройных, полных). На нем показывают силуэт и пропорции модели, а также ее конструкцию (вытачки, застежки). Рисуя модель женской одежды, нужно учитывать, что женская фигура имеет более узкие и покатые плечи, тонкую талию, более широкие бедра (рис. 135, а).
В мужской фигуре плечи более прямые, ширина их больше ширины бедер, талия слегка намечена (рис. 135, б). фигура ребенка имеет иные пропорциональные соотношения, которые меняются с возрастом. Например, у двухлетнего ребенка высота головы составляет пятую часть высоты фигуры, у семилетнего - шестую.
рис. 135 Женский (а) и мужской (б) торсы-манекены
Нередко встречаются фигуры со значительными отклонениями в пропорциях: чрезмерно длинное туловище и короткие ноги, слишком широкие плечи, длинные конечности (иногда разной длины) и др.
Осанка
Это естественное привычное положение тела в позе стоя. Типы фигур в зависимости от осанки делят на нормальные (прямые), сутуловатые (наклонные) и перегибистые (рис. 136, а, б, в). У сутуловатой фигуры длинная спина и короткий перед, у перегибистой верхняя часть корпуса отклонена назад, поэтому перед длиннее спины (пунктирные линии на рисунках показывают нормальное положение корпуса).
рис. 136 Типы фигур: а - нормальная; б - сутуловатая; в - перегибистая
Порой в осанке наблюдаются особенно резкие отклонения от нормы, такие, как чрезмерная сутулость, крыловидные лопатки.
Снятие мерок
Снимая мерки, необходимо выявить все особенности телосложения. Трикотажное полотно нельзя сравнить по качествам ни с одной тканью. Одно из свойств трикотажа- прекрасное облегание фигуры. И если фигура имеет недостатки, то в трикотажной одежде они особенно заметны, поэтому важно изучить их, чтобы попытаться скрыть покроем одежды или хотя бы не подчеркивать. Особенно явно форма тела проявляется в трикотажном платье. На фигуру с выступающим животом и ягодицами лучше связать жакет с юбкой (или сшить ее из плотной ткани, подходящей по цвету к вязаному жакету).
Снимать мерки рекомендуется по правой части фигуры. Обмеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя характерную для него осанку. На фигуре должна быть тонкая одежда, не дающая чрезмерной прибавки.
Перед снятием мерок следует подпоясать фигуру по линии талии слегка натянутой тесьмой, расположенной строго горизонтально. Обмеряя, сантиметровую ленту нужно натягивать туже, чем при снятии мерок для шитья, так как трикотаж в процессе носки растягивается в ширину.
Условимся, что мерки окружностей (шея, грудь, бедра и др.) будем записывать в половинном размере, мерки длины - полностью.
С типовой фигуры (условно-нормальной) достаточно снять 9 основных мерок. Остальные данные, необходимые для построения чертежа, определяют, пользуясь несложными расчетами.
1. Окружность шеи (18 см - это половина мерки) обозначим условно
Ош. Мерку снимают по основанию шеи, располагая сантиметровую ленту так, чтобы она касалась нижним краем основания шеи и замыкалась над яремной впадиной (рис. 137).
рис. 137 Окружность шеи и окружность груди
2. Окружность груди Ог (48 см - половина мерки) измеряют, располагая сантиметровую ленту по наиболее выступающим точкам груди и лопаток (см. рис. 137). Эта мерка определяет размер модели, в данном случае 48-й. Будьте особенно внимательны, измеряя окружность груди, так как эта мерка участвует почти во всех расчетах при построении чертежа выкройки. Ее иногда снимают, находясь со стороны спины обмеряемого человека, чтобы лучше видеть расположение сантиметровой ленты на лопатках. Если измеряют со стороны переда, то следят, чтобы лента не соскользнула с выступающих точек лопаток. Можно находиться и с правого бока обмеряемого, одновременно наблюдая за расположением ленты на груди и лопатках. Во всех случаях лента должна лежать горизонтально.
3. Расстояние от талии до линии бедер (17-20 см в зависимости от роста) измеряют от линии талии до линии, проходящей через наиболее выступающие точки ягодиц. Отметьте их мелом или булавкой (рис. 138). Особое внимание обратите на фигуру с утолщенными внизу бедрами (напоминает по форме галифе). В этом случае нужно снять еще одну мерку: определяют расстояние от линии талии до линии, проходящей по самым высоким точкам "галифе" (см. рис. 138).
рис. 138 Расстояние от талии до линии бедер
4. Окружность бедер Об (50 см - половина мерки) измеряют по линии бедер с учетом выступа живота (рис. 139).
рис. 139 Окружность бедер
На фигуре с сильно выступающим животом сантиметровую ленту натягивают меньше, чем на стройной. Ленту накладывают на отмеченные мелом точки и располагают горизонтально. Для фигуры с формой бедер "галифе" снимают дополнительную мерку - окружность бедер по линии наиболее выступающих точек "галифе" (см. рис. 139) - и из двух мерок выбирают ту, которая окажется большей (возможен вариант, что они одинаковые).
5. Длина спины до талии Дс (40 см) измеряется посередине спины от 7-го шейного позвонка до талии с учетом выступа лопаток (рис. 140).
6. Длина изделия Ди складывается из результатов двух измерений: длины спины до талии (40 см) и длины изделия от талии вниз (имеется в виду длина жакета). Последнюю мерку снимают по линии бока - 20 см (см. рис. 140). Величина ее зависит от многих причин, и прежде всего имеют значение форма бедер и длина ног.
рис. 140 Длина спины и длина изделия
а) Если бедра широкие, а ноги короткие, то не следует носить длинные вещи (не более 14-15 см ниже талии), иначе ноги будут казаться еще короче. При той же ширине бедер и длинных ногах модель может заканчиваться на 20-30 см от талии. Те же условия рекомендуются для фигур с сильно выступающим животом.
б) При форме бедер "галифе" и коротких ногах рекомендуется делать вещи длиной 12-14 см от талии и носить их с чуть расширенной книзу юбкой (расширение юбки лучше начинать от линии высоких точек "галифе"). Если ноги длинные, то модель можно делать до линии высоких точек "галифе" и надевать ее с брюками или с расширенной книзу юбкой.
в) При выполнении вещи на нормальную фигуру достаточно знать, как ее будут носить: с юбкой или брюками. К брюкам лучше делать более длинные вещи (20-35 см ниже талии).
7. Длину плеча Дп (13 см) измеряют от основания шеи посередине плеча до линии проймы (мысленно наметьте пройму там, где требуют пропорции фигуры) - рис. 141. Уместно предупредить, что снять эту мерку не просто так как приходится одновременно учитывать строение и полноту плеч.
рис. 141 Длина плеча
а) Если плечи широкие, то рекомендуется сместить линию проймы в сторону плеча, т.е. искусственно уменьшить длину плеча на 1-1,5 см.
б) Если плечи узкие, то мерку длины можно увеличить на 1-1,5 см. То же делают для фигуры с нормальной шириной плеч, но слишком большим бюстом или очень полными руками.
в) Если плечи и руки полные (наиболее трудный случай для определения длины плеча) и фигура при этом с широкими бедрами, выступающим животом и большим бюстом, то разумнее отказаться от вещей с втачными рукавами, а носить одежду более свободного покроя, например реглан.
8. Длину руки Др (53 см) измеряют по опущенной руке от конца плеча до основания кисти (рис. 142).
9. Окружность запястья Оз (8 см - половина мерки) измеряют по основанию кисти (см. рис. 142).
рис. 142 Длина руки и окружность запястья
Для фигур с отклонениями в телосложении необходимо снять три дополнительные мерки.
1. Ширину спины измеряют по лопаткам от одной подмышечной впадины до другой (рис. 143). Записывают половину мерки. Для типовой фигуры 48-го размера она равняется 18-19 см.
рис. 143 Ширина спины
2. Ширину переда измеряют над бюстом от одной руки до другой по линии, проходящей приблизительно на 5-6 см ниже яремной впадины (рис. 144). Половина мерки для 48-го размера составляет 17-18 см.
рис. 144 Ширина переда и окружность руки у плеча
3. Окружность руки у плеча Ор измеряют при опущенной руке вокруг самой полной ее части, располагая сантиметровую ленту горизонтально (см. рис. 144). Половина мерки для 48-го размера равняется 15 см.
Величина раствора (глубина) нагрудной вытачки в вязаной одежде соответствует приблизительно номеру бюстгальтера.
При ажурной, рыхлой вязке, а также на вещах небольших размеров (42-44) можно обойтись и без вытачки. Достаточно удлинить боковую линию переда на 1,5 - 2,5 см, а затем излишек припосадить на уровне бюста, сшивая перед со спинкой.
Практические советы
* Порой трудно оценить особенности собственного телосложения. И все же, прежде чем выбрать фасон для вязаной одежды, присмотритесь к себе внимательно и определите: какой у вас овал лица (круглое, удлиненное), какова длина шеи, прямые или покатые плечи, короткая или длинная спина, широкие или узкие бедра.
* Тем, у кого короткая шея, следует избегать высоких воротников, круглых и прямоугольных вырезов горловины (каре). Зрительно удлиняют лицо и шею мысообразные вырезы горловины, низкие воротники (рис. 145).
рис. 145 Такая форма горловины и воротника рекомендуется для фигур с короткой шеей
* Если шея длинная, то рекомендуется носить цельновязаные воротники, воротники-стойки, "хомут", высокий воротник свитера, вырез горловины "лодочкой" и "под горлышко" (рис. 146).
рис. 146 Вырез горловины и разновидности воротника для фигур с длинной шеей
* Прямые плечи можно "округлить" покроем реглан, а также рукавом с погоном (рис. 147).
рис. 147 Рекомендации для фигур с прямыми плечами
* Узкие и покатые плечи можно "расширить" при помощи большого воротника или кокетки, вывязанной цветными или рельефными поперечными полосами, а также выполненной в форме тупого угла (рис. 148). При покатых плечах необходимо использовать небольшие подплечники.
рис. 148Рекомендации для фигур с узкими покатыми плечами
Если спина слишком длинна по отношению к нижней части фигуры или, наоборот, коротка, то на одежде надо искусственно повысить или снизить линию талии, чтобы восстановить пропорции фигуры. Полным женщинам небольшого роста даже при нормальной длине спины можно посоветовать чуть снизить линию талии на одежде, но при этом обязательно удлинить и юбку, иначе фигура будет казаться квадратной. Не стоит также носить вещи, выполненные из толстой пряжи.
* Сутуловатая спина (рис. 149) - наиболее распространенный дефект и женской, и мужской фигуры. Зрительно скрыть его можно кокеткой, выполненной вертикальным рельефным узором, продольными рельефами, соединяющими кокетку и низ модели,
рис. 149 Рекомендации для фигур с сутуловатой спиной
* Ширину бедер скрыть нелегко. Старайтесь хотя бы не подчеркивать этот недостаток фигуры. Можно рекомендовать прорезные карманы и вещи с застежкой спереди, связанные продольными узорами (рис. 150).
рис. 150 Рекомендации для фигур с широкими бедрами
* Широкие бедра будут казаться еще шире, если их подчеркнуть горизонтальными широкими полосами, выполненными цветными нитями или рельефными узорами. Однако не всегда цветные полосы, расположенные на линии бедер, зрительно расширяют их. Иногда получается обратный эффект. Это зависит от цвета и ритма полос.
* Узкие бедра можно зрительно увеличить за счет больших накладных карманов, горизонтальных, выпуклых рельефных узоров, цветных широких полос, а также крупного орнамента (рис. 151).
рис. 151 Рекомендации для фигур с узкими бедрами
* Определяя размер прорезных и накладных карманов, не забывайте о пропорциях фигуры. Для полных не рекомендуются большие карманы. Надо найти для них средний размер. Если живот сильно выступает вперед, карманы лучше расположить ближе к бедрам.
* Слишком полная грудь может быть зрительно уменьшена вертикальными рельефными узорами, отложными воротниками, мысообразной горловиной, застежкой посередине переда.
* Высокому худощавому мужчине лучше носить куртки, пуловеры, свитеры средней длины: короткие вещи зрительно удлиняют ноги, а длинные - верхнюю часть фигуры.
* На мужской фигуре с узкими бедрами и вдавленным животом лучше выглядит одежда спортивного покроя с большими, накладными карманами, кокеткой, выполненной рельефным узором, свободной полуприлегающей спинкой.
* Для полных мужчин с выступающим животом рекомендуются куртки и жилеты прямого силуэта с прорезными карманами. Узор лучше выбрать с вертикальным расположением слегка выпуклых полос (рис. 152).
рис. 152 Рекомендации для мужских фигур с выступающим животом рукавом с погоном и смещением плечевого шва в сторону спинки на 1-1,5 см
* Выбирая цвет пряжи, не забывайте, что природа не всегда награждает нас идеальным цветом лица, выразительными глазами, красивым оттенком волос. Но при умелом использовании красок в одежде можно сделать так, что некоторые цветовые недостатки внешности обернутся достоинствами. Найдите свою цветовую гамму и придерживайтесь ее независимо от капризов моды. Прежде всего определите, что выгоднее подчеркнуть в вашем лице: цвет глаз, волос или, может быть, цвет кожи.
* Если глаза карие или черные, а волосы темные, то можно рекомендовать коричневый, бежевый, зеленый, темно-серый, фиолетовый и черный цвета.
* Блондинам и светлым шатенам с голубыми и серыми глазами идут различные оттенки синего, серого, голубого. Те же цвета можно использовать сероглазым с седыми волосами.
* Тем, у кого яркий цвет лица, следует избегать теплых насыщенных тонов: красного, оранжевого, розового они будут простить внешность. Лучше всего использовать холодные цвета; синий, темно-зеленый, фиолетовый и черный (два последних особенно удачно сочетаются с черными волосами).
* Если кожа лица имеет дефекты, то лучше отдать предпочтение холодным цветам. Яркие, теплые и пастельные (мягкие) тона подчеркнут их еще более.
* Полным можно рекомендовать темные тона, а из светлых - беж, сиреневый. Белые, красные, розовые, голубые цвета можно использовать только в качестве отделки.
Азбука вязания, М.В.Максимова, 1986г.