Уроки ручного вязания для начинающих: урок 1
Набор петель начального ряда. Лицевые петли. Кромочные петли. Различные способы набора петель. Строение лицевой петли. Способы вывязывания лицевых петель. Кромочные петли. Практические советы.
Набор петель
Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т.д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки. Вот некоторые наиболее распространенные и простые способы.
Набор петель начального ряда из одной нити - воздушные петли (способ 1 - рис. 9).
рис. 9 Воздушные петли
В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном. Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием. Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна. Попробуйте набрать им 20-30 петель.
рис. 10 Начальный ряд петель, набранный способом 2
Набор петель начального ряда из двух нитей (способ 2 - рис. 10). Пожалуй, это самый распространенный способ.
Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 11). Длина свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 12), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис. 13).
Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис. 14), повернув спицу вправо, захватите нить с указательного пальца (рис. 15) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 16). После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 17) - образовалась 1-я петля. Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис. 18). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю. Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, - на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.
рис. 11-18 Последовательность набора петель способом 2
Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (способ 3 – рис. 19)
Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка - в 2 нити. Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т.д.
рис. 19 Начальный ряд петель, набранный способом 3
С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.
Лицевые петли
Строение лицевой петли (рис. 20) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).
рис. 20 Схема строения лицевой петли
Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку (способ 1). Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе.
Упражнение 1. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за передние стенки (рис. 21).
Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название "платочное". Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т.д.
рис. 21 Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за передние стенки
Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая). Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем. Интересно отметить, что исходное положение рабочей нити может быть и другим. Например, на юге Болгарии вязальщицы нить вешают на шею, во Франции держат в правой руке.
Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 22) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой). В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль; они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор. Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются
кромочными (по одной с обеих сторон вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.
рис. 22 Один из вариантов снятия кромочной петли
После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис. 23) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.
рис. 23 Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку
Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см, вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).
Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29. Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами на одном и том же количестве петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства. Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.
Упражнение 2. Платочное вязанье в полоску (рис. 24).
Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом не обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это тот редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте на спице.
рис. 24 Платочное вязанье из цветных полосок
Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку ("бабушкина" лицевая - способ 2). "Бабушкины" лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, и это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п. Все эти названия условны, и которое из них можно считать наиболее удачным, сказать трудно.
Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки (рис. 25).
Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна.
рис. 25 Платочное вязанье из лицевых петель за задние стенки
1-й ряд и все последующие - лицевые петли. Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 26) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. "Бабушкиными" лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.
рис. 26 Так вяжут лицевую петлю за заднюю стенку - "бабушкина" лицевая
Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы, предложенные в уроке 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.
Практические советы
* Если прежде вы никогда не вязали, то рекомендуем пользоваться сначала только шерстяной пряжей (желательно светлого тона). Толщину нити выберите такую, чтобы можно было вязать спицами № 2,5 или 3. Работать хлопчатобумажными нитями, пока не появится опыт, не следует: они неэластичны, поэтому петли плохо скользят по спице, что крайне затрудняет процесс вязания.
* Набирая петли начального ряда, старайтесь как можно туже затягивать их на спице, но учтите, что следующий ряд (как и все остальные) вязать нужно более слабо. Лучший вариант вязки - это когда петля плотно "обнимает" спицу. Существует такое правило: петельный шаг (см. рис. 20) должен по ширине равняться четырем нитям или расстояние между соседними петлями на спице должно приблизительно быть равным двум нитям. Время от времени контролируйте исполнение работы: передвиньте вязанье по спице туда и обратно несколько раз. Если оно движется с чуть заметным усилием, значит, петли выполнены правильно.
* Многие любители вязания не обращают внимания на то, как повернуть полотно после окончания ряда, чтобы начать новый. Чаще всего поворачивают вязанье вокруг своей оси по часовой стрелке. Если в это время в работе не одна нить, а 2-3, например при вязании многоцветного орнамента или полосок, то постепенно нити путаются, скручиваются между собой и вязать становится трудно. Чтобы этого избежать, вязанье нужно поворачивать туда и обратно.
* Если вязать все ряды лицевыми петлями из тонких нитей очень толстыми спицами, то получается ажурное, рыхлое полотно. Такой прием нередко используют при вязании шалей и летних блузок.
Азбука вязания, М.В.Максимова, 1986г.