Уроки ручного вязания для начинающих: урок 26
Немного о крючке. Особенности вязания. Основные элементы. Как вводить крючок в предыдущий ряд. Строение столбика.
Немного о крючке
Тот, кто вяжет спицами, нередко прибегает к помощи крючка: им можно быстро поднять "убежавшую" петлю; протянуть нить через большую группу петель; обвязать край полотна; связать пуговицы, кружева, цветы, шнур для отделки и т.д.
Вязание крючком, или тамбуром, как принято было говорить в старину,- одно из самых легких и занимательных рукоделий. Владеть крючком можно научиться без особого труда, в несколько раз быстрее, чем спицами.
Полотно, выполненное крючком, как правило, мало растягивается, и поэтому для работы можно использовать не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные.
Как и спицы, крючки различают по номерам. Номер крючка - это его диаметр в миллиметрах; например, диаметр крючка № 2 равен 2 мм. Чем толще нить, предназначенная для работы, тем больше номер крючка.
Есть еще специальные крючки; они длиннее обычных на 15-20 см (нормальная длина крючка 12-15 см). Ими выполняют работу особым образом, и такое вязание называется тунисским - узоры его оригинальны и красивы.
Вязание крючком начинается с одной петли. Ее образуют на конце нити, идущей от клубка (рис. 263). Петлю зажимают в левой руке между большим и указательным пальцами. Рабочую нить кладут на указательный палец левой руки. В правой держат крючок (как карандаш), вводят его в петлю, захватывают нить и протягивают в нее (рис. 264) - образовалась первая петля, называется она воздушной.
рис. 263 Начало образования воздушной петли
рис. 264 Вывязывание воздушной петли
Все последующие петли вяжут точно так же, отчего образуется цепочка из воздушных петель (рис. 265) - основание для будущего узора.
рис. 265 Цепочка из воздушных петель
Полустолбики (рис. 266)
Свяжите цепочку из 10-15 петель.
рис. 266Полустолбик, или полупетля
1-й ряд - введите крючок во 2-ю петлю цепочки, не считая петли на крючке, и, захватив рабочую нить, протяните ее через петлю цепочки и петлю на крючке, и так из каждой петли.
Полустолбиком обычно замыкают цепочку из воздушных петель для начала вязания по кругу; полустолбиками укрепляют край планки-застежки, выполненной спицами, обвязывают проймы жилета, горловину, манжеты и низ модели, и т.д.
Для знакомства со следующими элементами вязания рассмотрим наипростейший прием работы крючком - провязывание рядов справа налево: закончив очередной ряд, вязанье поворачивают и выполняют новый - опять справа налево. При этом с боковых краев полотна необходимо вязать кромочные.
Петли для подъема, или кромочные
Одна или несколько воздушных петель, провязанных перед началом нового ряда, называются петлями для подъема. Их число зависит от его высоты. Например, перед вязанием ряда из столбиков без накида достаточно одной воздушной петли, а из столбиков с двумя накидами - двух.
Петли для подъема лучше вязать в конце ряда и, повернув вязанье, начинать новый.
Столбики без накида (рис. 267)
Свяжите цепочку из 16 петель.
рис. 267 Столбики без накида на цепочке из воздушных петель
1-й ряд - введите крючок в 3-ю петлю цепочки, не считая петлю на крючке, накиньте на него рабочую нить, т. е. сделайте 1 накид, протяните его через петлю цепочки, затем сделайте еще накид и протяните его через обе петли, находящиеся на крючке. И так из каждой петли цепочки. Должно получиться 14 столбиков, 1 воздушная петля для подъема (кромочная).
2-й ряд - из каждой петли основания вяжите по 1 столбику без накида, вводя крючок под обе нити петли основания (рис. 268), - всего 14 столбиков.
3-й ряд - узор повторяйте со 2-го ряда и каждый раз, провязав ряд, внимательно пересчитывайте столбики - их должно быть 14.
рис. 268 Наиболее распространенный способ вывязывания столбика без накида: крючок вводят под обе нити петли основания
Примечание. Начинающие вязальщицы нередко теряют столбики с краев полотна или вывязывают лишние. Чаще всего это происходит в тот момент, когда вяжут 1-й столбик: крючок следует вводить в 1-ю петлю основания - она касается петли, из которой связана кромочная. Если ошибочно ввести крючок не в 1-ю петлю, а во 2-ю, то в ряду станет на 1 столбик меньше, а если ввести в ту, из которой вывязана кромочная, появится лишний.
Столбики с накидом (рис. 269)
Свяжите цепочку из 17 петель.
рис. 269 Столбик с накидом
1-й ряд - 1 накид, введите крючок в 4-ю петлю цепочки, не считая петлю на крючке, вытяните петлю из рабочей нити, сделайте накид, протяните его через петлю и накид, 1 накид, протяните его через обе петли на крючке. И так из каждой петли цепочки; 2 воздушные петли для подъема.
2-й ряд - вяжите столбики с накидом из каждой петли основания, вводя крючок под обе нити.
3-й ряд - узор повторяйте со 2-го ряда.
Столбики с двумя и более накидами
Выполняются точно так же, только перед тем, как ввести крючок в петлю основания, на него набрасывают 2 накида, затем, вытянув петлю из основания, делают накид и протягивают его через 2 петли на крючке, затем опять набрасывают накид и протягивают еще через 2 петли на крючке, далее делают накид и протягивают через оставшиеся 2 петли.
Пышные столбики (рис. 270)
Свяжите цепочку из 15-20 петель и провяжите на ней столбики без накида (кромка); 2 воздушные петли для подъема. 1-й ряд - из 1-й петли основания свяжите пышный столбик. Для этого сделайте накид, введите крючок под обе нити петли основания, вытяните нить, накид, еще раз введите крючок в то же отверстие, вытяните нить и так 2-5 раз в зависимости от толщины нити. Затем еще накид и все петли на крючке провяжите вместе - получилась 1 петля, набросив накид, провяжите ее. Теперь свяжите 2 воздушные петли, пропустите 1 петлю основания и на следующей выполните пышный столбик. И так чередуйте до конца ряда. Старайтесь, чтобы все пышные столбики были одинаковыми.
рис. 270 Пышный столбик
Способы введения крючка
Крючок можно ввести в предыдущий ряд восемью способами. Если ряд связан столбиками без накида или с накидами, то переплетения нитей в верхней части столбиков (рис. 271, вид с изнаночной стороны работы) позволяют вводить крючок по-разному, отчего поверхность полотна каждый раз меняется.
рис. 271 Строение верхней части столбика. Вид с изнаночной стороны работы
Основной способ - когда крючок вводят под обе нити петли основания (рис. 272, а). Он считается классическим. Все остальные, как правило, используются реже и в описаниях узоров оговариваются. Итак, крючок можно вводить под обе нити (см. рис. 272, в), под переднюю нить (рис. 272, б), под заднюю (рис. 272, в), в середину ножки над перемычкой или под ней (рис. 272, г), перед ножкой (рис. 272, д), за ножкой (рис. 272, е), под перемычку (рис. 272, ж) и, наконец, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки (рис. 272, з). Из перечисленных способов рассмотрим четыре более подробно.
рис. 272 Восемь вариантов введения крючка в основание ряда
Вязание за заднюю нить петли основания (рис. 273)
Чаще всего так вяжут по кругу: обвязывают проймы жилета, низ рукавов и модели, к тулье шапочки привязывают ободок, узор напоминает вязание спицами и поэтому удачно с ним сочетается. Свяжите 25-30 воздушных петель, замкните цепочку в круг полустолбиком и выполните 1 ряд столбиков без накида. Далее вяжите по кругу все ряды столбиками без накида, вводя крючок под заднюю нить петли основания. Узор можно вязать и не вкруговую. Тогда 1 ряд столбиков без накида вяжут, вводя крючок под заднюю нить петли, а следующий - под переднюю, и так чередуют.
рис. 273 Вязание крючком за заднюю нить петли основания
Вязание под перемычку (рис. 274)
Свяжите цепочку из 25-30 петель, замкните ее в круг полустолбиком и, выполнив 1 ряд столбиков без накида, следующие ряды вяжите так же, но крючок вводите сверху под перемычку - от этого петли основания располагаются на лицевой стороне полотна. Вязанье используют в тех же случаях, что и предыдущее.
рис. 274 Вязание крючком под перемычку
Плоский столбик
Он образуется, если крючок продевают перед ножкой столбика (рис. 275). Свяжите цепочку из 15-20 петель и провяжите на ней столбик с накидом, 1 воздушная петля для подъема.
рис. 275 Плоский столбик
1-й ряд - накид, проденьте крючок справа налево перед ножкой столбика предыдущего ряда и свяжите столбик с накидом; и так вяжите до конца ряда.
2-й ряд - узор повторяйте с 1-го ряда.
Выпуклый столбик (рис. 276)
Свяжите цепочку из 15-20 воздушных петель и провяжите на ней столбики с накидом, 1 воздушная петля для подъема.
рис. 276 Выпуклый столбик
1-й ряд - накид, проденьте крючок справа налево за ножкой столбика предыдущего ряда и свяжите столбик с накидом; и так вяжите до конца ряда.
2-й ряд - узор повторяйте с 1-го ряда.
Шахматка из плоских и выпуклых столбиков
Сочетание плоских и выпуклых столбиков образует узоры с выразительной оригинальной фактурой. На рис. 277 показан один из таких узоров (кайма связана тем же узором, цветную нить следует менять в каждом ряду).
рис. 277 Шахматка из плоских и выпуклых столбиков
Для образца свяжите цепочку из 23 петель (число должно делиться на 4 плюс 3 петли для подъема).
1-й ряд - столбики с накидом из каждой петли цепочки (1-й столбик вяжите на 4-й петле цепочки, не считая петлю на крючке), 1 воздушная петля для подъема.
2-й ряд - 2 выпуклых столбика, 2 плоских столбика и т.д., 1 воздушная петля для подъема.
3-й ряд - над выпуклыми столбиками вяжите плоские, над плоскими - выпуклые.
4-й ряд - узор повторяйте со 2-го ряда.
На рис. 278 показаны детские тапочки, связанные крючком и спицами из толстой пряжи: подошва - платочной вязкой, верх - резинкой 1х1. Декоративная отделка из длинных петель связана крючком - это полотно в форме сердечка. Длинные петли можно разрезать, чтобы "мордочка" была пушистее.
рис. 278 Тапочки, связанные крючком и спицами
Азбука вязания, М.В.Максимова, 1986г.